Аутсорсинг как он есть - скандалы, интриги, расследования (часть 2)

Игорь, Менеджер проектов
29 мая

Юридическая и финансовая стороны вопроса

Мы уже обсудили некоторые достоинства и недостатки передачи части задач компании на аутсорсинг. Однако за пределами нашего внимания остались самые интересные и «болезненные» вопросы.

В данной статье речь пойдет о юридической и финансовой составляющей аутсорсинга.

Для начала мы поговорим об оплате работы аутсорсера.

Если речь идет о компании-подрядчике, то тут более или менее все просто: договоры, счета, акты, предоплата, оплата остатка. А вот если ваш сотрудник - независимый специалист, физлицо, то все далеко не так однозначно и легко. Безусловно, всем хочется минимизировать свои риски: аутсорсер надеется получить предоплату за свою работу, чтобы не работать зря в случае каких-либо проблем. В то же время компания-заказчик, наоборот, мечтает увидеть результаты и только потом заплатить.

На лицо получаем конфликт интересов. Его решением могут стать проведение первой сделки (а возможно, и нескольких последующих) через биржу фрилансеров, где имеется сервис безопасных сделок. Биржа в данном случае выступает посредником и следит за выполнением сторонами своих обязанностей.

Другой вариант - дробление работ на маленькие части и работа по схеме 50/50 с выплатой предоплаты за каждый кусочек, а также последующей оплатой выполненной части. Таким образом и вы, и аутсорсер рискует минимально. Безусловно, после первого успешного проекта создается некий кредит доверия, и в дальнейшем можно договориться о взаимоудобной схеме оплаты – 100% предоплата, 50/50, 100% постоплата или любая другая удобная форма расчетов.

Не забываем еще о нескольких моментах. Во-первых, в случае с независимым специалистом, расходы на его работы надо будет как-то проводить по бухгалтерии, списывая куда-то эти деньги. А, во-вторых, в вашей работе вам очень важно оговорить осязаемость результата работ, количество правок и доделок по ним. Это корень многих проблем.

Заказчики на этапе сдачи проекта зачастую скидывают исполнителям пачку правок, которые не были зафиксированы в техническом задании. Исполнители, конечно, начинает при этом скрипеть, бороться, отстаивать правки, чтобы минимизировать свои временные потери. Данный процесс всегда не самый приятный.

По нашему опыту, и вам, как заказчику, и подрядчикам очень важна коммуникация, какие-то чисто человеческие отношения в каких-то адекватных рамках. В чем-то исполнитель пойдет на уступки, порой заказчик осознает, что забыл какую-то деталь, и доплатит за правки. Только в умении идти на компромисс и кроется успех совместных работ.

Если обратить взор к юридическому аспекту, то здесь опять же всплывает специфика подрядчика - компания это или независимый специалист. В случае с компанией-аутсорсером отношения регламентируются договором о сотрудничестве + договором о неразглашении информации.

С удаленным специалистом придется договариваться на словах. Однако, по нашему опыту, и в том, и в другом случае  все сводится к человеческим отношениям, морали и репутации. Ведь в 99% случаев каждый аутсорсер понимает, что цена вопроса удерживания языка за зубами и честности значительно ниже «геморроя» и издержек, связанных с судебной тяжбой.

Давайте подведем итоги.

Успешное выполнение работ, отданных на аутсорсинг, – это дело довольно непростое и отчасти рискованное. Однако если отнестись к сотрудничеству с аутсорсерами со всей серьезностью, то можно избежать любых проблем. Ставьте работникам понятные и адекватные задачи, вовремя выплачивайте вознаграждение за труды, избегайте чрезмерных придирок – и вы будете идеальным заказчиком, с которым захочет работать любой удаленный сотрудник.

Впрочем, если вы видите, что объем работ, отдаваемых на сторону, растет, а стало быть, и растут издержки, нивелирующие достоинства и недостатки аутсорсинга, то начинайте без промедления искать специалиста в штат. Ведь порой штатный работник может выполнять тот же объем работ, что и аутсорсер, только за меньшую оплату труда.

Facebook
Вконтакте